История прихода

В строительстве г. Караганды активное участие принимали ссыльные. В 30-х годах XX века сюда переселили немцев из Поволжья, Украины и Крыма, а также поляков из западных территорий в составе СССР. Согласно воспоминаниям карагандинских немцев в 1931 г., возле железной дороги (в месте будущего карагандинского района Майкудук), выгрузили 30 тыс. немцев из Поволжья. Их выслали сюда в ходе «предварительного раскулачивания» во время коллективизации. Большинство из них умерло в первую же зиму[i]. Депортированные находились под комендатурой и не могли покидать мест своего пребывания. Многие находились в трудармии.

В Майкудуке (сейчас один из районов Караганды) уже с самого начала верующие католики, несмотря на преследования, собирались на совместную молитву. Первым католическим священником, служившим в Караганде, был отец Иосиф Кельш. Сосланный в 1936 г. в посёлок Майкудук он активно работал среди местных католиков. Спустя несколько месяцев он был арестован и в 1937 г. расстрелян в Карагандинской тюрьме[ii].

Следующая волна переселений в район города Караганды наступила после начала Великой Отечественной войны[iii].

После смерти Сталина в г. Караганду приехали некоторые священники, освобожденные из лагерей: о. Владислав Буковинский, греко-католический епископ Александр Хира, о. Михаил Стонец, о. Александр Штауб, о. Михаил Бенгас (Бендас), о. Франц Адомайтис, о. Алексий Зариций, о. Стефан Пришляк, о. Николай (Иосиф) Шабан и другие[iv]. Эти священники ночью крестили, служили Святую Мессу. Люди к ним приезжали из дальних районов, чтобы принять Святые Таинства.

Несмотря на запреты советских властей, верующие продолжали собираться тайно. Женщины-мирянки Гертруда и Валентина Детцель, Мария Беккер, Тея Балтер и многие другие проводили занятия с взрослыми, занимались катехизацией детей и подростков, подготавливали к первому причастию и другим Таинствам. И всё это они делали в условиях жестоких гонений. Некоторым из них пришлось пройти через тюрьмы и лагеря[v].

Весной 1956 г. был открыт молитвенный дом, в Старом городе, в котором собирались католики немцы. 29 июня 1956 г. был освящен молитвенный дом на окраине г. Караганды, в районе Федоровки, где в основном собирались поляки. Также был открыт молитвенный дом для греко-католиков. В течение одного года в этих домах верующие нелегально собирались на богослужения. В 1957 г. все три молитвенные дома были закрыты советскими властями[vi].

С этого времени верующие, вместе со священником Владиславом Буковинским и епископом Александром Хирой начали ходатайствовать перед советскими властями об официальной регистрации общины. Благодаря настойчивости верующих 28 января 1977 г. протоколом № 7 Совета по делам религий при Правительстве СССР было принято решение зарегистрировать религиозную общину римско-католического вероисповедания в Караганде[vii]. Это решение было принято на следующий день после 50-й годовщины смерти епископа Георгия Матулайтиса из Литвы, что верующие поняли как ответ на возносимые к нему просьбы о помощи.

В Майкудуке была куплена землянка, на месте которой планировалось построить храм. 19 марта 1977 г. прошло первое официальное богослужение[viii]. Верующие избрали святого Иосифа покровителем прихода. Настоятель прихода, священник Альбинас Думбляускас, сказал в проповеди: «Дорогие братья и сестры во Христе, хочу объявить вам большую радость, теперь власти разрешили нам, свободно молиться и вести богослужения, не так как раньше по ночам, а днем и никто нам не помешает».

Власти выделили землю, на которой находились первая и купленная позднее смежная с ней вторая землянка, для строительства храма. В ноябре 1977 г., при активном участии верующих, был заложен фундамент для будущего католического храма[ix].

20 ноября 1977 г. епископ Александр Хира совершил освящение фундамента храма. Весной 1978 г. началось возведение его стен. 8 сентября 1978 г. в храме святого Иосифа в г. Караганде прошла первая Святая Месса[x].

29 июня 1980 г. епископ Александр Хира торжественно освятил новый храм[xi].

В этой связи, Госсекретарь Ватикана кардинал Жан-Мари Вийо написал в поздравительной телеграмме: «Святой Отец (Папа Римский Иоанн Павел II) с большой радостью принял известие о создании и освящении нового храма в городе Караганде. Его Преосвященство (Папа Римский) призывает всех проживающих в Казахстане верующих проявить преданность своей вере и стать живым примером милосердия Христова. Святой Отец передает Вам свои уверения в том, что он продолжает постоянно, особо выделяя, упоминать Вас в своих молитвах и посылает свое постоянное Апостольское благословение всему духовенству и верующим жителям республики…»[xii].

Когда 13 апреля 1991 г. была создана Карагандинская апостольская Администратура, храм св. Иосифа стал центральным храмом этой Администратуры[xiii]. 7 июля 1999 г. храм св. Иосифа был возвышен в степень кафедрального собора созданной тогда Карагандинской Епархии[xiv]. В этом качестве храм св. Иосифа служил до 9 сентября 2012 г., когда в Карагандинской Епархии начал действовать новый кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов[xv].

У стен храма похоронены, о. Альбинас Думбляускас и о. Александр Штауб. Мощи же епископа Александра Хиры и о. Владислава Буковинского перенесены внутрь храма. Все эти священники в свое время служили верующим в Караганде.

С июля 2012 г. настоятелем прихода святого Иосифа в Караганде является о. Владимир Дзуренда.

Ныне приход св. Иосифа охватывает территорию Майкудука, Сортировки и ближайших поселков.

Архитектура

Храм, построенный в районе Майкудука в советское время, внешне мало чем отличался от окружающих домов. Однако внутренне убранство поражало своей красотой. Были установлены три больших алтаря и колонны с капителями. В Литве изготовили скульптуры. Была сделана позолота значительного количества элементов внутреннего убранства храма. Позднее, также из Литвы, был привезен орган. Длина храма достигала 26 м, ширина 18 м, высота 4 м. В нём могло поместиться 1000 верных[xvi]. Многим позднее, начиная с 2011 г., проводился капитальный ремонт храма святого Иосифа, связанный также улучшением утепления храма и с изменением его внешнего облика.

[i] Ср. Епископ Иосиф Верт в Караганде, http://sibcatholic.ru/2012/03/06/episkop-iosif-vert-v-karagande/, от 15.04.2014г.

[ii] Ср. Кельш Иосиф Готлибович//Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР. (Авторы-составители) о. Б. Чаплицкий, И. Осипова, М.: Серебряные нити, 2000, с. 91. ISBN 5-89163-048-6.

[iii] Ср. Немцы в Карагандинской области (конец XIX – 90-е гг. XX века). Сборник документов и материалов. Часть 1 (Составители) Л.В. Кулакова (отв.), О.А. Яковенко, под ред. У.А. Амантаева, Караганда 2011, с. 248. ISBN 978-601-7178-10-9.

[iv] Ср. Суворкина О., Вы – храм Божий, «Кредо» (2010) № 179-180, с. 19.

[v] Ср. Суворкина О., Вы – храм Божий, «Кредо» (2010) № 179-180, с. 19.

[vi] Ср. Буковинский В., Воспоминания, М.: Центр по изучению религий, 2000, с. 60-61. ISBN 5-87468-067-59.

[vii] Ср. Справка о регистрации религиозного объединения от 07.04.1977 г., Уполномоченный Совета по Карагандинской области, Казахской ССР, Архив прихода св. Иосифа в Караганде, отдел: Документы прихода, в: Szczęsny А., Dzieje Kościoła w Kazachstanie i Azji Środkowej, Gniezno 2012, s. 67.

[viii] Ср. До этого времени они собирались тайно, «Кредо» (2002) № 80, с. 12.

[ix] Ср. До этого времени они собирались тайно, «Кредо» (2002) № 80, с. 12.

[x] Ср. Речь о. Альбинаса Думбляускаса после мессы с еп. Вильгельмсом Нюкшсом (Vilhelms Ņukšs) в храме св. Иосифа в Караганде 20.06.1988 г., Документы о. Альбинаса Думбляускаса. Видеокассета № 706а, в: Документы ЦИДКЦК.

[xi] Ср. Ватикан, 02.09.1980 г. Письмо кардинала Агостино Казароли о. Альбинасу Думбляускасу и еп. Александру Хире по поводу освящения католической церкви в г. Караганде, в: Документы ЦИДКЦК (Документы о. Альбинаса Думбляускаса).

[xii] Ср. Епископ Александр Хира, «Кредо» (2002) № 84, с. 10.

[xiii] См. Булла „Cum propter populorum“, в: Документы ЦИДКЦК.

[xiv] См. Булла „Ad aptius consulendum“, в: Документы ЦИДКЦК.

[xv] Ср. Освящен собор Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов, «Кредо» (2012) № 205, с. 10-13.

[xvi] Ср. До этого времени они собирались тайно, «Кредо» (2002) № 80, с. 12.