епископ Александр Хира, слуга Божий

(1897 – 1983)

Александр Хира родился 17 января 1897 г. в деревне Ольховцы (укр. Вiльхiвцi) в Закарпатье – Украина. Был старшим из семи детей греко-католического священника Корнелиуса Хиры (умер в 1943 г.), настоятеля прихода села Ольховцы, и Берты (девичья фамилия Табакович). Начальное образование Александр Хира получил в церковно-приходских школах на русинском языке. С отличием закончил венгерскую католическую (пиаристскую) гимназию в Мараморош Сиготе (в настоящее время Румыния). В 1915 г. поступил в Ужгородскую Духовную Семинарию. Однако обнаружив исключительные способности Александра Хиры, епископ Антоний Папп направил семинариста в Будапешт в Центральную Духовную Семинарию. Там, с 1916 по 1920 гг., Александр Хира проходил обучение на богословском факультете Будапештского католического университета им. Петра Пазманя. 19 декабря 1920 г., в день празднования св. Николая, приняв целибат, был посвящен в сан священника епископом Мукачевской греко-католической епархии Антонием Паппом.

Свою пастырскую работу начал капелланом епископской резиденции, выполняя также обязанности архивариуса. В 1922–1923 гг. отец Александр работает священником в родном селе Ольховцы. В 1923-1924 гг. был капелланом (вспомогательным священником) в с. Терново -Тячевского района, Закарпатской области. В 1924 г. епископ Антоний Папп назначил о. Александра Хиру спиритуалом (духовным наставником) Ужгородской Духовной Семинарии. В этом же году епископ Петр Гебей назначил отец Александра профессором истории Церкви и Канонического (Церковного) права в духовной семинарии. Отец Александр Хира был чрезвычайно одаренным оратором и любимым проповедником Ужгородского кафедрального собора настолько, что был прозван «евангелистом». Его часто приглашали отправлять службы по особо выдающимся случаям. Именно его посылал епископ всякий раз в районы бедствия, наводнения, засухи, эпидемии и везде, где была необходимость утешить людей. Также отец Александр принимал активное участие в экуменическом движении, действовавшем при содействии Общества свв. Кирилла и Мефодия в Велеграде (Моравия). В рамках этого движения им было прочитано несколько блистательных просветительских лекций. В 1925 г. было создано миссионерское общество имени св. Иосафата с целью подготовки миссионеров для укрепления веры. Председателем общества был избран отец Александр Хира. Затем он добровольно обязуется радеть о духовных потребностях заключенных, становясь, таким образом, первым постоянным священником в исправительной тюрьме Ужгорода. Благодаря его усилиям была построена и, 17 февраля 1929 г., освящена тюремная часовня. Присутствовавшие на Священном богослужении заключенные были глубоко тронуты. Со слезами на глазах они благодарили отца Александра Хиру за отцовскую заботу о них. Отец Александр также добровольно ухаживал за больными в лечебнице. В ней он построил постоянно действующую часовню с резервацией Святой Евхаристии при ней. В конечном итоге больничная часовня превратилась в центр созданного им в 1930 г. апостольского общества Страждущих. На начало 1930-х гг. выпадает и начало миссионерских путешествий о. Александра Хиры на Запад, где много русинов работало в шахтах угольных бассейнов Бельгии и Франции. Кроме прочего о. Александр Хира был также вовлечен в молодежное движение, так среди молодежи он организовал движение апостольства мирян. Также отец Хира содействовал созданию строгих уединенных пристанищ (предположительно уединенных мест, где можно отойти от суеты и помолиться, совершить духовные упражнения) для интеллигенции. Одновременно отец Александр Хира исполнял должность аудитора Церковного епархиального трибунала, позднее судьи, а под конец Председателя этого трибунала. 

 Епископ Александр Стойка (глава Мукачевской епархии в 1932-1943 гг.) 30 декабря 1933 г. возвысил Александра Хиру в сан каноника-схоластика и назначил его ректором семинарии, вверив ему все полномочия этой должности. Функцию ректора Ужгородской богословской семинарии монсеньор Хира исполнял до 1 сентября 1939 г. Венгерские власти заставили епископа Стойку освободить монсеньора Александра Хиру от ректорской должности, так как после оккупации венграми Подкарпатской Руси в марте 1939 года отец Хира отказался от сотрудничества с оккупационными властями против интересов русинского населения. После освобождения от должности ректора духовной семинарии монсеньор Хира находился под домашним арестом и наблюдением венгерской полиции, из-под которого был освобожден по требованию Апостольского Престола. Ему было разрешено работать в духовной семинарии, где он преподавал предметы морали и пасторальной теологии. Апостольский Престол был хорошо информирован о неправомерных действиях венгерских властей по отношению к монсеньору Александру Хире. По рекомендации епископа Александра Стойки, в апреле 1943 г. Папа Пий XII присвоил ему звание Папского прелата. Это была редкая на тот час честь для русинского духовенства. После того как 27 октября 1944 г., Ужгород был занят Советской Армией, епископ Теодор Ромжа, только что рукоположенный в епископы, назначил Генеральным викарием (своим первым заместителем) отца Александра Хиру. Образованность, дипломатические способности и безукоризненная логика отца Хиры ломали все попытки советских властей дискредитировать молодого епископа в глазах верующих и духовенства. Епископ Теодор Ромжа, еще учась в Риме, готовился к своей будущей миссии. Он был хорошо знаком с методами сталинского атеистического режима, направленными против Греко-католической Церкви. Поэтому епископ Теодор Ромжа, получив разрешение от св. Апостольского Престола, уже 19 декабря 1945 г. (или по другим данным 1944 г.) тайно рукоположил отца Александра Хиру и отца Петра Ороса в епископы-помощники. Номинация епископа Александра Хиры нигде не была опубликована, так как была тайной. Советы старались сделать из епископа Хиры политического преступника и объявили его в “саботаже”, так как он отказался подписать манифест о присоединении Подкарпатской Руси к Советскому Союзу. Он смело защищал епископа Теодора Ромжу и его духовенство от постоянных преследований советов, изобличая их многочисленные выходки и осквернения греко-католической церкви. Таким образом, в глазах советского правосудия он совершил “клевету против Советского Союза”. Однако в действительности он был приговорён за католическое вероисповедание, так как епископ Александр Хира категорично заявил: „Я родился греко-католиком и хочу умереть греко-католиком“. Когда представители советской власти узнали о том, что епископа Хиру тайно посвятили в епископский сан, в феврале 1949 г. его арестовали и обвинили в предательстве за связи с “иностранными силами”, подразумевая Ватикан, и за приём иностранных делегатов, поскольку его епископское назначение было секретно передано через епископа Теодора Ромжу посыльным Апостольской Нунциатуры в Братиславе (Словакия). Как изменник, епископ получил высшую меру наказания. Но, в доказательство своей “гуманности”, советский суд приговорил его к двадцати пяти годам заключения и принудительным работам. Власти были уверены в том, что ему не выжить за столь длительное время в суровых зимах сибирских лагерей. Но у Всевышнего были иные планы относительно епископа Хиры. Епископ Хира прожил долгую жизнь, работая во славу Господа и спасение бессмертных душ.

Наказание епископ Александр Хира отбывал в лагерях Тайшета (угольные шахты, Иркутская область, у озера Байкал), Кемерово (или Кузнецка – кузбасский трудовой лагерь), а затем в Омской области (концентрационный лагерь на реке Иртыше), работал на строительстве и в шахтах. В 1956 г., вскоре после смерти Сталина, Никита Хрущев провозгласил амнистию всем «политическим узникам», под которую попали и католические священники. 6 сентября 1956 г. епископ Александр Хира был освобожден, по амнистии. Обвинение с епископа Хиры было снято, и он был восстановлен в гражданских правах. Епископ Александр Хира вернулся в родное село Ольховцы на Тячевщину, где продолжил тайно проводить свою пастырскую деятельность, а уже 7 ноября 1956 г., на октябрьские праздники, он тайно рукоположил первых 4 священников. Местная власть и советские репрессивные органы всегда старались контролировать греко-католических священников, вернувшихся домой. 7 января 1957 г., праздник Рождества Христова, за то, что он совершил богослужение в родных селах, епископ Александр Хира был задержан милицией и приговорен к 5-ти годам принудительных работ, с запретом возвращаться домой. По приказу советских властей епископ Александр Хира должен был в 24 часа вновь покинуть свою Родину, свою епархию. Такая же судьба постигла и викария Мукачевской греко-католической епархии – отца Николая Мурани. Они вместе едут в Литву, но там им деликатно дали понять, чтобы ехали в другое место, потому что есть указание соответствующих органов, и их не смогут разместить (скорее всего прописать, зарегистрировать). Тогда епископ Александр Хира и отец Николай Мурани поехали в г. Караганду Казахской ССР, где проживало много высланных и находящихся в ссылке – немцев, поляков, литовцев, латышей и украинцев. Приехав в Караганду 27 января 1957 г., священники сразу включились в подпольную пастырскую работу, предварительно устроившись на работу в одной из местных шахт. Находясь в далеком изгнании в Караганде, епископ Алексадр Хира продолжал быть духовным наставником осиротевшей, страдальческой Мукачевской епархии, которую он называл не иначе, как Богоспасаемая, т.е. поддерживаемая Богом. Викарием епархии в то время был отец Николай Мурани, но священнодействия, которые должны выполнять епископы, совершал епископ Александра Хира. Когда возникала необходимость, уже немолодой, епископ Александр Хира преодолевал расстояние более пяти тысяч километров из Караганды в Ужгород. Перед каждой такой поездкой, которая совершалась под предлогом встречи с родственниками, нужно было получить разрешение на въезд на территорию родного края. Епископ Александр Хира старался, по меньшей мере, раз в год посетить своих родственников в Ужгороде. Таким способом он мог посвящать в сан новых священников, освящать миро (масло для помазания) и «антиминс» для подпольной Греко-католической Церкви, с его помощью удалось даже рукоположить несколько епископов для Мукачевской епархии. В январе 1979 г. – на похоронах отца Николая Мурани, управляющего Мукачевской епархии в 1947-1979 гг., епископ Александр Хира публично заявил о том, что Мукачевская епархия «не мертва, а лишь находится в состоянии сна». За проявленную смелость, он был оштрафован на 50 рублей.

Владыка Алексадр Хира был сердцем и душой Мукачевской епархии, давал советы и наставления духовным отцам в их подпольной работе. Есть данные, что за период с 1956 по 1983 гг. епископ Александр Хира, только для действующей в подполье, Мукачевской епархии, рукоположил в священники 30-35 подпольно подготовленных семинаристов и трех епископов, а именно: 16 июня 1977 г. – Константина Сабова; 24 августа 1978 г. в селе Оноковцы близ Ужгорода – Ивана Семедия (в январе 1979 года, после смерти Апостольского администратора Николая Мурани, епископ Семедий стал правящим епископом Мукачевской епархии); и 15 марта 1983 г. в Караганде – Иосифа Головача. Кроме этого, в 1964 г. в Караганде епископ Александр Хира, вместе с епископом Украинской греко-католической Церкви Василием Величковским, рукоположил в епископы Иосифа (Иосафата) Федорика. Именно епископ Александр Хира был тем, кто в 1979 г. начал хлопоты по делу о причислении епископа Теодора Ромжи к лику блаженных. В телеграмме Папе Римскому епископ Александр Хира сообщал, что вместе со своей общиной (в Караганде) он постоянно молится за свободу религии в Закарпатье, где, согласно его словам: «духовенство и народ с огромной отвагой сохраняют свою веру» (Телеграмма, 31 января 1982 г.). 21 января 1991 г., уже после смерти епископа Александра Хиры, Мукачевская Греко-католическая епархия во главе с тайным епископом Иваном Семедием вышла из подполья и получила папское подтверждение своего статуса. 

В Караганде епископ Александр Хира жил в очень тяжелых условиях, находясь под непрерывным наблюдением. Под покровом ночи он проводил богослужения, исповедовал людей, крестил детей, венчал молодые пары. С 1957 г. верующие католики Караганды, во главе с епископом Александром Хирой и отцом Владиславом Буковинским начали вести борьбу за легализацию прихода. Эта борьба продолжалась затем более 20 лет, до тех пор, когда в 1977 г. было получено официальное разрешение на регистрацию религиозной общины. Епископ Александр Хира был биритуалистом, т.е. служил мессу и для католиков латинского обряда, и для греко-католиков византийского обряда. Несмотря на то, что в Караганде он работал среди католиков латинского обряда, он все это время сохранял свою любовь к кафедральному собору в Ужгороде и примерно для тридцати сосланных русинских семей втайне отправлял богослужение по канонам греко-католической литургии. Со своими духовными потребностями к нему обращалось также множество верующих, сосланных из Западной Украины. Помимо Караганды епископ Александр Хира нёс ответственность за домашнюю часовню семьи Шмидтляйн в г. Сарань. В этой домашней часовне отец Александр Хира, чаще других священников, совершал богослужения, неся ответственность за находившиеся там Пресвятые Дары. Кроме этого, епископ Александр Хира, после смерти отца Владислава Буковинского, начал заботиться о домашней часовне в п. Актау, Карагандинской области. Там собирались местные католики – 50-60 человек. Иосиф Бергер вспоминает: «Когда его не стало (отца Владислава Буковинского), мы не знали, что будет дальше. И вдруг объявился отец Александр с чемоданчиком и просто сказал: «Я из Майкудука, там живу. Буковинский мне всегда о вас рассказывал. Вот я и приехал». Он совсем не знал Актау, но приехал сам и стал продолжать дело отца Владислава». Помимо Казахстана, епископ Александр Хира окормлял верующих-католиков также и в некоторых пунктах Западной Сибири. Епископ Александр Хира был первым духовным наставником будущего епископа Иосифа Верта и очень помог ему утвердиться в духовном призвании. В Караганде Валентина Детцель организовала вместе с Иосифом Вертом молодежную группу. Они встречались всегда в разных домах, и когда это уже хорошо получалось в течение некоторого времени, пригласили епископа Александра Хиру. Однажды они собрались у старшего брата Марии Фейст, Виктора. Епископ Александр Хира отвечал на вопросы, рассказывал о вере, было очень интересно, но, к сожалению, работники КГБ быстро узнали об этих собраниях и грозили родителям молодых католиков суровым наказанием. Пришлось прекратить эти встречи. Епископ Александр Хира был духовным наставником женщин, вступивших в Караганде в Третий Орден францисканцев. Подобная практика преследовалась властями, поэтому все сохранялось в строгой тайне.

8 апреля 1977 г. с разрешения уполномоченного по делам религии, епископ Александр Хира был назначен викарием церкви Римско-католического религиозного общества г. Караганды (современный приход св. Иосифа в Караганде). 10 апреля 1977 г. в землянке в Майкудуке прошла первая, совершаемая открыто, Пасхальная литургия с процессией со свечами снаружи. Уже 20 ноября 1977 г. епископ Александр Хира освятил заложенный фундамент и краеугольный камень храма св. Иосифа. По этому случаю он впервые публично надел епископскую митру. 8 сентября 1978 г. состоялась первая Святая Месса в новопостроенном католическом храме. Госсекретарь Ватикана кардинал Жан-Мари Вийо писал в своей поздравительной телеграмме: «Святой Отец с большой радостью принял известие о создании и освящении нового костела в городе Караганде. Его Святейшество призывает всех проживающих в Казахстане верующих проявить преданность своей вере и стать живым примером милосердия Христова. Святой Отец передает Вам свои уверения в том, что он продолжает постоянно, особо выделяя, упоминать Вас в своих молитвах и посылает свое постоянное Апостольское благословение всему духовенству и верующим жителям республики. Вместе с этим он желает всем Вам мирного и духовно радостного Нового года». Посылая одному священнику копию телеграммы, епископ Хира заметил: «Когда во время всенощной службы я зачитывал телеграмму его Святейшества, все прихожане плакали слезами радости. Я же плакал вместе с ними!».29 июня 1980 г. греко-католический епископ Александр Хира совершил торжественное освящение храма св. Иосифа в Караганде. На освящении храма епископ Александр Хира произнес незабываемые слова о том, что «Костел этот окроплен не святой водой, а людскими слезами». В этом храме епископ Александр Хира консекрировал также боковой алтарь, посвященный св. Иосифу. Позднее, 20 июня 1988 г., епископ из Латвии Вильгельмс Нюкшс консекрировал орган храма и боковой алтарь, посвященный Пресвятой Деве Марии. 17 января 1982 г., в день своего 85-летия епископ Александр Хира получил поздравительную телеграмму, подписанную Госсекретарем Ватикана кардиналом Агостино Казароли. 

К концу 1982 г., под бременем прожитых лет, здоровье епископа Хиры стало давать сбои. Его хрупкий организм с трудом противостоял суровым зимам Казахстана. После наступления Нового года (в 1983 г.) он простыл, и эта простуда перешла в пневмонию. 3 мая 1983 г. он послал Пекарю А. OSBM трепетное и, как оказалось, последнее письмо: «Мой дорогой друг. Я снова из больницы пишу Тебе это письмо. С 18-го апреля я не перестаю сплевывать кровь, а врачи не в состоянии остановить внутреннее кровотечение. Словом, закат моей жизни на расстоянии руки, и вечер мой приближается. История моей жизни – длинная. В общем, она насчитывает восемьдесят семь глав. Каждая из этих глав состоит из 365 страниц Божьего писания, испорченных лишь моими ничего не значащими исправлениями. Мурашки бегают по спине, лишь только подумаю о дне моей расплаты. Что смогу я, несчастный муж, сказать; к кому смогу я воззвать за помощью? Протягивая руку, как утопающий за соломинкой, я умоляю: “Я Твой, о Спаситель, спаси меня! (Пс. 119: 94). Надеюсь, Спаситель не скажет мне того, что сказал пятерым глупым девам: “Говорю вам, что я не знаю вас!” (Мф 25, 12). Я всегда старался убедить других в существовании Божьего милосердия, неужели Оно откажет мне сейчас в своей милости? Пусть Всевышний дарует Тебе счастье увидеть восстановление нашего Богоспасения (имеется в виду Мукачевская епархия), угнетаемое ныне дьявольскими силами. А теперь слова: помни, человече, ты есть прах, и в прах ты превратишься! (Быт 3: 19) – относятся ко мне. Поэтому на случай, если это письмо окажется моим последним письмом, Ты должен помнить, что я чрезвычайно благодарен любимому мною Спасителю за несчетные дары, щедро им дарованные мне на протяжении моего жизненного пути, начатого в деревне Вульхивцы и через Сибирь завершающегося здесь, в Караганде”.

26 мая 1983 г. на 87-м году жизни на 63-м году душпастырского служения наступила смерть епископа Александра Хиры от рака легких (или пневмонии). Владыка Александр Хира сохранил свои греко-католические облачения, в которых, согласно его же завету, он и был погребен. Епископ Александр Хира был похоронен у стен храма, воздвигнутого с его помощью. На его могиле люди с благородными сердцами воздвигли величественное надгробие с надписью на старославянском, немецком и латинском языках. Она гласила: +АЛЕКСАНДР ХИРА. Епископ. Папский прелат. Ректор Ужгородской духовной семинарии. 17 января 1897-26 мая 1983. Мир его праху. Надпись была подготовлена самим епископом Хирой заблаговременно. Лишь после смерти он смог открыто признать свою принадлежность к сану епископа. Поскольку ему не разрешалось написать, что он католик, то он добавил “Папский прелат”, что однозначно свидетельствовало о том, что он является католическим епископом, подчиняющимся Папе Римскому. Но более всего он хотел, чтоб его помнили как ректора ужгородской духовной семинарии: Ужгород, как столичный город его родины, Подкарпатской Руси, а духовную семинарию – как семинарию Византийского культового ритуала. Он действительно умер так, как и обещал – «греко-католиком»! Освящение памятника состоялось 30 августа 1985 г., а 28 апреля 1989 г. епископ Александр Хира был реабилитирован. В настоящее время мощи епископа Александра Хиры покоятся внутри храма св. Иосифа в Караганде. Уже после обретения Казахстаном независимости часть его мощей была перенесена верующими из Мукачевской Греко-католической епархии на родину. Ведутся подготовительные работы для беатификации епископа Александра Хиры.

Молитва 

„Господи Иисусе Христе! Мы славим Тебя и благодарим Тебя, что Ты удостоил верного Твоего Слугу владыку Александра отдать жизнь свою за Вселенскую Церковь. Для Твоей большей славы, на благо душ, для увеличения веры в нашем народе, прославь Твоего верного Слугу владыку Александра и даруй нам ту благодать, о которой так горячо просим Тебя (вспомнить своё намерение молитвы) через его заступничество. „

Евгений Стариков (собрал материал), отец Ондрей Шмидриак (обработал материал), Людмила Александровна Бургарт (редакция текста)